В психоневрологии существует длинный ряд симптомов и синдромов, которые характеризуют поведенческие отклонения от нормы в сторону патологии. Но все характеристики нормы и отклонений в настоящее время являются относительными. Термин «симптом» в переводе с греческого означает «случай, совпадение» и толкуется как какой-либо признак патологии. Термин «синдром» переводится как «собрание, стечение» и толкуется как некоторое собрание, которое состоит из взаимосвязанных в совокупности симптомов.

Каждому психическому заболеванию соответствует определенный круг синдромов. Однако врачи – практики придерживаются простого, но очень верного правила: нет болезней и синдромов, а есть больные. Психопатологические синдромы в отрыве от конкретного больного не более чем абстрактные понятия. В поликлиниках страны все чаще можно встретить детей с диагнозом СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью).

И данная проблема сегодня крайне актуальна. Дети, имеющие в анамнезе СДВГ, отличаются особой активностью. Они более жизнерадостные, оптимистичные, с чувством юмора, зачастую талантливы в изобразительном искусстве и музыке, но не могут реализовать свой потенциал, отвергаются сверстниками, становятся обузой для преподавателей и, как не удивительно для близких, они – изгои среди социального окружения! И это – умные и талантливые дети! Не парадокс ли?

Дело в том, что СДВГ относится к пограничным психическим (резидуально-неврологическим) расстройствам детского возраста, которые являются самыми распространенными видами заболеваний. По данным различных источников, ими страдает более 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет. Причиной резидуальных форм нервно-психических или пограничных психических расстройств являются вредности, повреждающие мозг ребенка в перинатальном периоде развития. Это касается периода внутриутробного развития плода, начиная с 28 недель беременности до первых 7 суток жизни ребенка.

Такими негативными факторами для развития плода могут быть сильный стресс, курение, алкоголь, недостаток питательных веществ, хронические заболевания женщины в ситуации беременности, сложные роды и их последствия. Так же причинами возникновения данного отклонения от нормы могут быть генетические особенности мамы, ребенка, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера.

В основе данного диагноза лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики и при необходимости назначает медикаментозное лечение, которое важно провести безотлагательно и полным курсом. Множество различных факторов способствуют неправильной последовательности развития работы нейронов головного мозга, вследствие этого происходит задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие. Вместе с тем при пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, нарастающее слабоумие и личностные изменения, характерные для эндогенных психических заболеваний.

Важно понимать, что под Минимальной дисфункцией мозга подразумевают все мелкие повреждения мозга, служащие базой для развития основных заболеваний центральной нервной системы и проявляющиеся в различной форме. Такие статочные повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга, у детей они классифицируются как энцефалопатии, а у взрослых – как врожденная слабость нервной системы.

Они как раз и составляют основу Минимальной Дисфункции мозга. Наиболее опасными периодами для таких поражений считаются поздние стадии беременности и роды. В каждом периоде развития ребенка от рождения до 7 лет у детей с Минимальной Дисфункцией мозга имеются своеобразные отклонения от нормы. Если еще проще объяснить, то это неполное формирование в неправильной последовательности структур головного мозга. Именно поэтому так важно женщине в ситуации беременности ответственно относится к вынашиванию плода, к режиму, прогулкам, отказаться полностью от сигарет и алкоголя – беречь себя и своего будущего малыша.

Для начала выясним, что такое гиперактивность и как она проявляется. «Гипер…» – составная часть сложных слов, указывающих на превышение нормы. «Активный» – значит действенный, деятельный. Получается, что гиперативный – это человек, активный выше нормы. Диагноз «гиперактивность» может поставить только невропатолог или психолог на основании наблюдений за ребенком в течение длительного времени. Говорить о том, что у ребенка гиперактивность только потому, что он много двигается или невнимателен, ошибочно. Ведь ее проявление включает в себя 3 компонента:

Повышенную двигательную активность или расторможенность.
Дефицит внимания (высокая отвлекаемость, невозможность долго сосредоточиться).
Импульсивность (склонность к совершению необдуманных действий).

Американские психологи П.Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности у ребенка.

Выявление двигательной активности:

  • Ребенок постоянно ерзает. Все время в движении, даже если устал.
    Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает и т.д.
  • Все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться.
  • Спит намного меньше, чем другие дети.
  • Очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

  • Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки, не слушает).
  • С энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Трудно удерживает внимание. Ребенок непоследователен в действиях и рассуждениях.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто теряет вещи или забывает их.
  • Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

  • Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника.
  • Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Плохо сосредотачивает внимание на каком-либо деле.
  • Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза.
  • Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия.
  • При выполнении заданий неодинаково ведет себя: то спокоен, то нет.
  • Успеваемость по разным предметам часто неравномерна (при одинаковом усвоении предметов). При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Если до 6-7- лет у Вашего ребенка постоянно наблюдаются более 6 признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. Если меньше 6 признаков, это, скорее всего, говорит об особенности данного возраста ребенка, чертах его характера.

Как отличить гиперактивного подростка от других детей с подобными признаками?

Непослушный ребенок может удерживать внимание, он не проявляет желания постоянно двигаться.
Беспокойный ребенок в некоторых случаях проявляет симптомы гиперактивности. А гиперактивный ребенок – в различных ситуациях всегда ведет себя одинаково активно.

Иногда признаки гиперактивности и импульсивности могут проявляться и у тревожного подростка, но это скорее будут проявления невроза. К тому же тревожный ребенок социально не разрушителен.
Подростки с гиперактивностью и дефицитом внимания не могут дать оценку себе и своему поведению, они плохие наблюдатели за собой.

Основными проблемами такого поведения является школьная дезадаптация. Несмотря на то, что интеллектуальное развитие ребенка часто находится в пределах возрастной нормы, имеют место гипервозбудимость, моторная неловкость, импульсивность, инфантилизм. В результате ребенок испытывает неуверенность в себе, у него заниженная самооценка, фобии, приводящие к агрессии, межличностным проблемам, антисоциальным нарушениям. Кроме того, психопатологические проявления ММД являются почвой для развития монополярных пограничных психических расстройств: тиков, заикания, энуреза, энкопреза, неврозов, а не только СДВГ.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Важно понимать, что проблемы в садике и школе неизбежны. Так как таких детей зачисляют в «трудные», списывая его поведение только на плохое воспитание в семье. Поэтому взрослым важно быть подготовленными к трудностям. Ведь мы уже знаем, что это не совсем так.

1. Важно не надевать на себя «розовые очки» и признаться самому себе, что у Вашего ребенка есть проблемы, и в этом нет его вины. В данной ситуации любите его таким, какой он есть. Почитайте литературу, проконсультируйтесь с невропатологом. В мягкой форме расскажите ребенку о его проблемах со здоровьем, для того, чтобы он мог отслеживать свое поведение, научите его контролировать свои ощущения.

2. Ребенок с дефицитом внимания лучше чувствует себя в структуре. Поэтому он нуждается во внешней установке некоторых рамок. В данной ситуации важно организовать подростку свою деятельность в течение дня.

3. С помощью специалиста, психолога или опытного педагога научитесь некоторым современным техникам, помогающим контролировать поведение ребенка. Научите своего ребенка методам саморегуляции.

4. В данной ситуации запрещено бороться с «непослушным» ребенком, так как при этом диагнозе ребенок физиологически не может долго удерживать внимание или сдерживаться. Если хотите сфокусировать внимание на правильном и аккуратном выполнении домашнего задания – не реагируйте на его вставание с места и стук ногами. А если у него «энергию девать некуда», направьте его на спортивные достижения (плавание, бег, туризм).

5​. Гиперактивный подросток не может долго выполнять одно дело – он устает от этого. То же касается подготовки домашнего задания. В течение 3 часов подряд он может сидеть над уроками, уроки не выучит, и изведет себя и других. Здесь важно разделить выполнение домашнего задания на короткие отрезки времени (30 минут), а перерывы занять уборкой квартиры, бегом, отжиманием – любым активным видом деятельности, (примерно 20 минут) затем отдых (например, совместное чаепитие), а затем снова уроки (минут на 40).

6. Важен в данной ситуации союз педагога и родителей.

7. Гиперактивный ребенок постоянно нуждается в поддержке. Можно с ним договориться о системе поощрений и наказаний. Отмечайте все его достижения, даже самые малые, прежде всего те, где он сам сумел справиться со своим поведением. В этом случае ребенок научится контролировать себя.

8. Очень важно корректно говорить своему ребенку, что он не прав. Фразы должны быть короткими и емкими, не затрагивающими личность ребенка. Если Ваша речь будет длинной и монотонной, ребенок просто не сможет Вас услышать, и информация до него не будет донесена. Требования должны быть ясными, четкими и конкретными. Их важно предъявлять в небольшом количестве, лучше начать с одного, постепенно добавляя другое и т.д.

9​. Ребенку сложно быстро переключаться с одного дела на другое, он забывчив и рассеян, и если очень увлечется каким-нибудь делом, то может забыть обо всем. Поэтому взрослым нужно заранее договориться с ребенком о том, что и когда он должен делать и за некоторое время до срока выполнения Вашего поручения напомнить ему об этом. Полезно ставить таймер, чтобы звонок напомнил подростку о нужном времени. Четкое планирование своего времени научит ребенка быть ответственным и исполнительным.

10​. Если Ваш ребенок изменился: стал более рассеянным, утомляемым, печальным, зажатым, отказывается идти в сад или школу, стал хуже учиться, обратитесь к неврологу, психологу, психотерапевту. Не теряйте времени. Помогите своему ребенку сейчас, не откладывая ситуацию на потом. Помните: «Шила в мешке не утаишь!»

11. Не наказывайте и не унижайте своего ребенка, тем более при посторонних. Берегите его самоуважение и уровень самооценки.

12​. Помните, что в этой ситуации виновных нет. Это Ваш ребенок, именно в Вашей семье он появился, а значит это для чего-то нужно. Возможно, чтобы Ваша семья проживала каждый день вместе, чтобы вы вместе принимали важные решения, искренне интересовались увлечениями друг друга, поддерживали друг друга, жертвуя своим временем, проводили отдых вместе – были целостной семьей, где ценится каждый миг вместе и до конца дней своих. Помните, что родительство – это наука, наука жизни, где роль открытий не менее значима, чем в фундаментальных дисциплинах.

Данная тема довольно актуальна в реальной жизни. Семьи, имеющие ребенка с СДВГА должны помнить, что Ваша семья имеет право на гармонию в отношениях, на успешного и уверенного в будущем ребенка. Просто важно понимать суть и причину создавшейся ситуации, найти силы и понимание того, что важно сделать в первую очередь, понять, что всегда можно найти выход в решении проблем. И с помощью моей информации, моей поддержки и Вашего желания своему талантливому ребенку дать возможность раскрыть себя.

Успехов Вам дорогие родители, спокойствия, терпения на этом жизненном пути!

Мир Вашему дому.

Ломакина Т.Ю