От её слов, – вспоминает Горький

о сказках бабушки, – всегда оставалось

до сего дня чувство крылатой радости,

чудеса её песен и стихов, нянькиных

сказок, возбуждали желание самому

творить чудеса».

М. Горький.

Родители – самые первые воспитатели ребёнка. Родителям как никому другому чаще всего приходится сталкиваться с множеством вопросов, начиная с физического развития ребенка – заканчивая размышлениями о том, каким будет наш сын или дочка, когда вырастет. Есть такое мнение, что дети больше похожи на то время, в котором растут, чем на своих родителей. Отчасти, это правда – дети впитывают в себя очень многое из того, что происходит в нашем мире. Источники познания ребенком этого мира могут быть разными, начиная от традиций и норм конкретной семьи, заканчивая мультфильмами, компьютерными играми, СМИ, информацией из интернета и пр.

В современном мире родителям очень сложно найти ту точку опоры, которая могла бы помочь растить ребенка, учитывая как современные особенности нашего мира, так и включая в систему воспитания культурные традиции и нравственные ориентиры прошлых поколений.

Поэтому среди родителей, педагогов, психологов, воспитателей, и всех тех, кому не безразлична судьба подрастающего поколения очень актуальным остается вопрос поиска эффективных методов уменьшения влияния отрицательных «феноменов» современного общества (СМИ, войны, катаклизмы, низкий культурный уровень, отсутствие единой системы ценностей и пр.). Очень важной задачей становится духовное целостное развитие личности воспитанника с учетом национального компонента, культуры, а также мировоззрения той среды, в которой растет ребенок.

В связи с этим в последние годы возрос интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми как с нормальным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.

Современное образование и коррекция перестраивается на личностно-ориентрированную модель, когда во главу ставится личность отдельного ребенка с его уникальным набором качеств и особенностей. Терапия искусством помогает объединить художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты личности и тем самым расширяет возможность формирования специальных способностей, так необходимых и здоровым детям и детям с особыми потребностями.

Как говорил В.А. Сухомлинский – «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, без этого он высушенный цветок».

Остановимся подробнее на одном из направлений искусства – сказкотерапии. Сказкотерапия – направление, которое использует обобщенный опыт разрешения тех или иных тупиковых ситуаций в различных целях. Сказкотерапия позволяет человеку более четко осознавать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, развить душевные качества, приобрести знания о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательна еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у неё нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия применима и к «нормально развивающимися», и к людям с особенностями интеллектуального, психофизического и сенсорного развития.

Сказкотерапия применяется в решении самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. В каждом конкретном случае необходимо использовать свои комбинации сказок, свои акценты, и учитывать уровень развития отдельного ребенка.

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике. Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. М. А. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают его чувства.

Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно-эстетическая сила сказки».

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.

На мой взгляд, самое главное преображение, которое может произойти с ребенком благодаря сказкотерапии – это развитие в нём особых внутренних сил, которые ребенок находит внутри себя. Это источник доброты, чуткости и милосердия.

Почему же именно через сказку можно добраться до самых глубоких начал детской души? Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а ребёнок мыслит образами. «Определённая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы (картины, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки – так, как через каналы связи-сигналы.

Нейроны «обрабатывают» эту информацию, систематизируют её, группируют, составляют, сравнивают, а новая информация в это время поступает, её надо снова и снова воспринимать и «обрабатывать». Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально они работать могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться».

Таким образом, сказка – это благодатная и ничем не заменимая основа воспитания, развития не только мышления, творчества, но и такого качества как доброта.

Наверняка в каждой семье есть несколько любимых сказок, которые родители читают детям. Но чтобы развить определенные качества и способности (в частности, доброту), надо уметь тщательно выбирать материал для прочтения ребенку и уметь преподать его.

Рассмотрим, как и какие сказки читать ребенку, чтобы они принесли наибольшую пользу и способствовали развитию у него доброты, милосердия и сострадания. Среди рекомендаций, как нужно читать ребенку сказки, можно выделить три основных:

Обстановка должна способствовать более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе.
Следует читать без избыточной эмоциональной и визуальной стимуляции, иначе может притупиться чуткость к рассказанному.
Необходимо дать ребенку возможность подумать, осмыслить новое. Поэтому читающему сказку взрослому в некоторых моментах (в зависимости от контекста) нужно сделать паузу, помолчать.

После прочтения сказки поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите ему оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребенком и слушая его рассуждения, родители смогут понять его отношение ко многим вещам. Например, удивиться тому, что ребенок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как к этому отнестись?

Обсудите с ребенком – зло нужно наказывать, но может быть, не таким жестоким способом? Предложите ребенку поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребенок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро и поощряйте стремление ребенка пожалеть злодея. Пусть он поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Возвращаясь к теме о том, какие сказки полезнее читать ребенку, чтобы воспитать его добрым, рассмотрим русские народные сказки и увидим возможности воспитания ребенка через персонализированные сказки.

Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание – иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Народные сказки нужны детям для формирования национального самосознания, для сохранения своей самобытности в условиях многонационального государства. Народные сказки несут чрезвычайно важные для детей идеи.

Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства приятия другого.
Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Погружаясь в сказочный мир народной сказки, ребенок живет в нём за своих героев, преодолевает препятствия, учится сопереживать, противопоставлять добро и зло, альтруизм и жадность, упорство и малодушие. Именно они говорят ребенку, что в мире есть несправедливость, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Русские народные сказки позволяют ребенку в доступной форме понять, что только доброта и самые светлые стороны души главных героев способны победить зло, несправедливость и глупость.

Так, например, сказка «Гуси-лебеди» учит на добро отвечать добром, в сказке «Зимовье зверей» дружба – сила, а самое ценное дается через испытания. Мораль сказки «Заяц-хвастун» заключается в том, что надо доверять внутреннему содержанию, а не внешнему обличию. Любимая многими сказка «Морозко» – кладезь примеров доброты и сострадания. Эта сказка демонстрирует торжество правды над ложью, светлых сил над темными, со счастливой развязкой и одухотворенным пониманием печали. В  сказке отражено, что мир полон добрых людей, что мал и ничтожен тот, кто не помогает своему ближнему. Сказка «Лисичка со скалочкой» учит тому, что как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так сам себя и веди. Мораль этой сказки – сей добро, посылай добро, оделяй добром.

Русские народные сказки для воспитания доброты в ребенке необходимо читать постоянно. Малышам можно читать простые сказки о животных, детям 5-7 лет – волшебные сказки, в которых есть возможность проследить процесс решения проблемной ситуации, увидеть последствия жизненного выбора героя.

Очень часто перед родителями в вопросах воспитания встают конкретные задачи – как выйти из той или иной ситуации, например, ребенок жадничает, обижает младших, обзывается, дерется. Помимо ежедневной традиции читать ребенку русские народные сказки, родителям на помощь могут прийти персонализированные сказки.

Отличаются от обычных они тем, что главный герой – это не вымышленный, несуществующий персонаж, а реальный ребёнок. Малыш понимает, что рассказ именно о нём, видит, что герой сказки наделён такими же качествами и чертами, как и он. Сказочный персонаж проживает в том же городе, его окружают те же люди, что и самого малыша. Вместе с ребёнком, героями сказки являются его близкие – мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, домашние животные и любимые игрушки.

В персонализированной сказке главный герой или героиня сталкиваются с такими же сложностями, попадают в те же ситуации, как и ребенок в реальной жизни. Сказочный персонаж преодолевает препятствия, побеждает свои страхи, заботится о близких, ценит дружбу, помогает слабым. Неудивительно, что ребёнок, понимая, что герой очень смелый, добрый и сильный, будет стараться подражать ему в реальной жизни.

Есть несколько простых рекомендаций для сочинения персонализированной сказки, которые помогут справиться ребенку с любой жизненной ситуацией, а родителям значительно упростить процесс воспитания.

  • Поймите проблему ребенка. Попробуйте взглянуть на неё глазами ребенка. Представляя проблему, старайтесь использовать те же слова, что и ваш ребенок.
  • Подумайте, какие мысли и решения вы хотите донести до вашего ребенка.
  • Создайте главного персонажа сказки по подобию вашего ребенка. Похожее имя, жизненная ситуация, проблема.
  • Начинать сказку стоит с представления главного героя.
  • Рассказывая о страхах, тревогах и проблемах главного героя (а на самом деле вашего ребенка), нужно упомянуть и его сильные стороны.
  • После представления глазами главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации.
  • В ходе рассказа главный персонаж должен справиться с проблемой («Раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу»).
  • Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребенку и логично вытекать из сказки.
  • Используйте простые предложения.
  • Иногда имеет смысл построить сюжет таким образом, чтобы у главного героя не сразу получилось разрешить проблему.
    Это поможет ребёнку убедиться в полезности настойчивости и целеустремленности. Знание того, что и у главного героя не всё получилось с первого раза поможет легче перенести неудачу во время собственной попытки.
  • Длительность рассказа определяется уровнем развития понимания вашего ребенка.
  • Используйте юмор.
  • Длительность рассказа определяется уровнем развития внимания вашего ребенка.
  • Если вы не уверены в дальнейшем развитии сюжета рассказа, спросите ребенка: «Как ты думаешь, а что дальше сделал бы главный герой?».
    Не останавливайте ребёнка, когда он хочет вставить свой комментарий. Такие реплики детей – бесценная информация для понимания внутреннего мира ребенка.
  • Делайте разные счастливые финалы для разных сказок. Это подчеркнет уникальность каждой сказки.
    Не пытайтесь сделать свою сказку идеальной. Детям она понравится и в «черновом варианте».

Воспитывая характер ребенка с помощью сказки, будь она народная или персонализированная, ребенок постепенно впитает атмосферу волшебного мира сказок, пробуждая в нём самые тонкие нравственно-этические стороны души – доброту, сострадание, бережное отношение к окружающему миру, умение принимать людей и мир таким, какой он есть.

Самое главное в воспитании ребенка сказкой – это то, что для любого ребенка найдется сказка, доступная его уровню понимания окружающего мира. Сказка всегда в той или иной степени поможет осознать подавляемые внутренней цензурой мысли и желания, развить художественные возможности, повысить самооценку, избавиться от страхов и научиться с помощью добра преображать себя и этот мир.

Рягузова Анастасия Николаевна, коррекционный психолог