Тема достаточно распространенная в современном обществе. Рано или поздно многие из родителей сталкиваются с тем, что их ребенок приносит домой чужую вещь или игрушку.

Этот факт часто вызывает негативные реакции у родителей, заставляет переживать и волноваться.

Чувство вины, стыда усиливают нашу разыгравшуюся фантазию, мы начинаем испытывать злость, раздражение в отношении своего ребенка.

А дальше ситуация становится еще более запутанной, теряется доверие к словам и действиям любимого чада. Не стоит впадать в панику. Попробуем разобраться, почему дети берут чужие вещи, каковы причины детского воровства и что с этим делать?

Причин такого поведения множество, но сначала важно в трезвом уме и здравой памяти уточнить у ребенка, как появилась эта вещь в вас в доме: может он ее поменял у кого то, или ее ребенку подарили, то кто? Обратить внимание на появление чужой вещи, конечно же, стоит, но без паники.

1. Если ситуация с воровством касается детей от 2-х до 4-х лет. Само понятие собственности у детей данного возраста еще размыто, так как в этом возрасте у ребенка не сформированы морально-нравственные установки и понятия, что можно, а что нельзя. Поэтому взрослым важно объяснить, сначала на вещах в доме, что можно брать, а что запрещено, так как это вещь папы или мамы. Впоследствии ребенок начинает воспринимать границы своего и чужого и перестанет брать без спроса вещи, ему не принадлежащие.

2. Подражание взрослым.

Дорогие родители, важно помнить, что наши дети наблюдают за нами даже тогда, когда мы этого не замечаем. Это «промокашки», которые копируют в нас и хорошее и плохое, ведь нас любят бескорыстно и вопреки. Любое обсуждение, или любую вещь с работы, передачи о воровстве по TV -абсолютно все наши дети принимают как истину, и лишь мы, взрослые помогаем им от каких-либо понятий отказаться, так как в семье это не принято. Тщательно следите и контролируйте процесс о том, что вы говорите или смотрите, читаете, делайте это тактично и деликатно.

3. Желание обладать вещью.

Бывают случаи, когда ребенок настолько сильно хочет обладать этой вещью, что не может удержаться, чтобы не взять чужую вещь домой, т.е. украсть. В этой ситуации чаще виноваты сами родители, это говорит о том, что взрослые часто пренебрегают или игнорируют желание ребенка. За любым желанием владеть чужой вещью, лежит какая- либо потребность, возможно внимание или забота и т.д. Важно, чтобы ребенок имел понятие ценности любой вещи. Объясните ему, что чтобы получить ту или иную вещь именно ребенок жертвует отсутствием родителей, общением с ними, которые вместе с ним зарабатывают для него желаемую игрушку или вещь. В этом случае у ребенка сформируется умение выбирать более важную потребность, он будет испытывать, больше положительных эмоций обладая ей.

4. Причинить обиду близким.

Довольно распространенный способ мести родителям. За обидой практически всегда кроется недостаток внимания, отсутствие контакта с ребенком. Ребенок привлекает к себе внимание даже таким странным для родителей способом. Стоит обратить внимание на то, что ребенок должен чувствовать искреннюю заботу и внимание, в данной ситуации важно чаще хвалить ребенка, даже за самые незначительные успехи. У ребенка должно сформироваться чувство значимости, нужности, признания и понимания, тогда он начнет ценить одобрение со стороны родителей, их поддержку о которой он часто мечтал. Поэтому лучше получать похвалу от своих родителей, чем гнев и недовольство.

5. Желание получить признание среди сверстников.

Когда ребенку не хватает внимания, он нуждается в признании окружающих. Не находя поддержки в семье, он пытается показать значимость друзьям. Здесь важно стать ближе в отношениях с ребенком, доступно объяснить, что, совершив кражи, он вряд ли добьется авторитета среди друзей. Скорее всего, наоборот. Родителям важно интересоваться, что за друзья, какие у них интересы, чем они занимаются в свободное от уроков время и т.д. Друзья должны точно знать, что в семье ребенка уважают, ценят, прислушиваются к его мнению – его признают. Это повысит самооценку ребенка и научит его дружить с различными группами. На празднике полезно, чтобы ребенок выступил, так как это поднимает его самооценку. Очень часто кражи в подростковой среде могут совершаться на спор или как «кражи престижа», чтобы утвердится в компании. Поэтому так важно знать с кем дружит ваш ребенок.

6. Достаточно часто воровство совершается из-за вымогательства со стороны старших детей и подростков.

В данной ситуации взрослым важно защитить своего ребенка, пресечь попытки вымогательства, поддержать ребенка, а не контролировать его. Он должен видеть в вас защитника и понимать, что в любой момент сможет обратиться к вам за помощью.

7. Клептомания.

Это психическое заболевание, которое в жизни встречается не так часто. С данным отклонением в поведении важно ребенка показать к специалисту.

8. Меняться чужими вещами. Довольно распространенная ситуация среди подростков. Среди подружек часто происходит «обмен кофточками». Это создает у ребенка иллюзию, что его гардероб постоянно обновляется, притом, что ничего не покупается. Такие вещи надлежит вернуть хозяину. Важно дать понять ребенку, что есть вещи личного пользования. У каждого они должны быть свои. Лучше пусть скажет, когда ему захочется новую обновку. Или возьмите за правило каждый сезон покупать ребенку одну новую вещь (естественно по его выбору). Это избавит подростка от вечных: «Мам, купи мне….» В данной ситуации важен самостоятельный выбор ребенка, в противном случае, новая вещь будет просто пылиться на полке, и вы, родители вернетесь к нулевой точке отсчета в создавшейся проблеме.

Рекомендации родителям:

1. Обратитесь к специалисту – психологу, который сможет выяснить истинную причину данного поведения. Поможет ребенку увидеть создавшуюся ситуацию с другой стороны, выявит мотивы, побудившие его оступиться. Лучше посоветоваться с профессионалом, чем усугублять ситуацию.

2. Не устраивайте скандалов и истерик. Спокойствие и трезвость мысли – лучший помощник в разрешении создавшейся проблемы. Не бывает виноватый только ребенок, это и ваша вина, так как наши дети есть отражение наших проблем.

3. Нельзя на ребенке ставить крест и считать, что с ним произошло что-то непоправимое. Каждый человек имеет право на ошибку, тем более ребенок. Важно выяснить мотивы такого поведения, оценить ситуацию и продумать пути решения.

4. Если ребенок взял чужую вещь по причине того, что она ему сильно нравится, нельзя специально, в наказание, лишать его этого.

У детей нет понятий ценности денежных средств, так как они не имеют представления, что значит зарабатывать деньги, и как тяжело они даются. Но есть понятие самая большая мечта на данный момент, и вы лишаете его мечты. Здесь важно пообещать ребенку, что он получит его честным путем, и сдержать это обещание.

5. Важно обращать внимание на увлечения и интересы друзей вашего ребенка. Когда ребенок обманывает, подражая сверстникам, вмешайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.

6. Важно обратить внимание на факт воровства, и если причина лжи неизвестна, не нападайте на ребенка, а постарайтесь выяснить истинный мотив такого поведения. Важно помнить, что этот поступок не дает право называть ребенка вором. Резкие, необдуманные фразы могут непроизвольно запрограммировать его на дальнейшее правонарушение. Помните: в ваших словах может звучать осуждение поступка, но не самого ребенка! В противном случае он будет думать, что все равно он плохой, никому не нужный, жизнь для него, что жизнь закончилась, его никто не любит, он никому не нужен, раз он плохой – буду воровать. Ассоциация ребенка с преступником всегда лишь усугубляет ситуацию. Правильнее будет просто запретить использовать чужие вещи подростком.

PS: Часто в работе с такими детьми ребенок чужую вещь ассоциирует с частицей радости, заботы, счастья, веселья, общения с родителями и т.д.

7. Запрещено обвинять ребенка в воровстве, если его вина не доказана.

В создавшейся ситуации ребенок должен чувствовать вашу поддержку, так как испытывает не только страх, но и муки совести. Презумпция невиновности распространяется не только на взрослых, но и детей. Многие родители практикуют публичное раскаяние ребенка в содеянном, требуют от него в присутствии чужих людей признания своей вины и извинений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Вы унижаете своего ребенка и себя в присутствии посторонних.

8. Запрещено в этой ситуации сравнивать ребенка с другими детьми, ставить ему кого-либо в пример. Ваш ребенок -это развивающаяся личность, которая нуждается в уважении и поддержке со стороны близких.

9. Запрещено требовать от ребенка обещаний и клятв, что это было в последний раз.

10. Запрещено обсуждать проблему воровства в присутствии посторонних лиц.

11. Если ребенок чувствует вину за содеянное полезно предложить ему представить что чувствует в данный момент владелец вещи, которую он взял без спроса. Вещь важно вернуть законному владельцу так, как будто ребенок нашел ее случайно на улице или случайно забрал ее со своими вещами. Желательно весь процесс передачи украденного прошел без лишних свидетелей. Если потребуется, защищайте своего ребенка.

12. Дети часто подражают своим родителям. Станьте хорошим примером для подражания. Если Вы стали свидетелем кражи, скажите ребенку об этом открыто. Дайте понять ему, что вы не одобряете этот поступок, верните вещь, даже если это будет мелочь.

13. Если ребенок взял из семейной копилки значительную сумму. Подойдет прием «ограничения всем» – вся семья будет вынуждена отказаться от мечты или планов и перечисляйте на что были отложены эти деньги, как было бы хорошо и приятно всем. Необходимым условием этого воспитания, это ощутимость данного «лишения» для провинившегося. Например: отказ от любимых прогулок с семьей, оплаты за интернет и т.д.

14. В ребенке с раннего детства важно воспитывать нравственность. В игровой форме, на примерах литературных героев научитесь признавать свои ошибки, сознаваться в них.

15. Если вы заметили склонность вашего ребенка к воровству, постарайтесь дома исключить ситуации, провоцирующие ребенка на совершение кражи. Например: не стоит держать деньги или драгоценности в доступном месте.

16. Дать ребенку возможность иметь свои деньги – дать ему их заработать. Имея свои собственные, лично заработанные деньги, ребенок сможет отнестись к ним более бережно. Он будет знать, каким трудом они добываются, и вряд ли захочет забирать их у других. Пусть жизненным принципом вашего ребенка станет «заработать», а не «забирать».

17. Запретить смотреть по телевизору криминальные новости или передачи с элементами насилия, так как именно с их помощью ребенок теряет понятие хорошо или плохо, испытывая чувство тревоги и страхи.

18. Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в Вашей семье, старайтесь относиться к обоим детям одинаково, не сравнивайте своих детей, так как даже близнецы имеют различия, у каждого ребенка свой «набор» талантов и их проявлений.

19. Нельзя наказывать ребенка за самые малейшие провинности и культивировать страх наказания. Третировать бесконечными «нельзя». Держать его в «ежовых рукавицах» и предъявлять завышенные требования. Сверхопекать.

В консультировании детей, имеющих проблему, воровства хочется отметить тот факт, что эти дети чаще всего мечтают о счастливой семье. Где папа и мама живут дружно, любят друг друга, не дерутся. Дети мечтают с родителями вместе съездить куда-нибудь, посмотреть что-то очень красивое, погулять по парку.

Эти дети часто испытывают боль, обиду и злость на родителей, потому что, когда им плохо, они этого не замечают. Когда они вырастут, то обязательно со своими детьми будут чаще заниматься, они их будут любить и защищать, папа будет вечером дома, а мама будет печь торты, печенье, что-нибудь вкусненькое. В доме будет пахнуть ванилью, и все будут счастливы. Дорогие родители обратите внимание на своих детей. Кажется это ключ к истинным желаниям и к душе наших маленьких ангелов.

«Семейное воспитание – дело величайшей важности», – писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства – в любовь к людям, к Родине.

Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

PS: «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый»

Жильбер Сесброн (французский писатель)

Всего вам доброго. Мир Вашему дому.

Ломакина Т.Ю.

(консультативный член ППЛ РФ)