1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Предложения из аморфных слов-корней |
Однословное предложение | ||
Отдельные аморфные слова в роли предложений (29 слов). | ||
Грамматический строй | Нет. | |
Усвоение частей речи | Существительные | Названия лиц, предметов (22 слова). |
Глаголы | Несколько позже существительных появляются названия действий («ди», «бух» 5 слов). | |
Прилагательные | Нет. | |
Местоимения, наречия | Нет. | |
Служебные слова | Нет. | |
Слоговая структура слов | Часто воспроизводится в один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту». | |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки | Ударные гласные: а, о, у, и. |
Стечения согласных |
| |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка |
|
|
1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Предложения из аморфных слов-корней |
Двухсловное предложение | ||
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов). | ||
Грамматический строй | Нет. | |
Усвоение частей речи | Существительные | Несклоняемые. |
Глаголы | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай». | |
Прилагательные | Нет. | |
Местоимения, наречия | Нет. | |
Служебные слова | Нет. | |
Слоговая структура слов | Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко), «иська» (личико). | |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки | Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный м, п, б, к, г, д’, т’, н’, л’, с’, х, п, й. |
Стечения согласных | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк. | |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | Нет. |
1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Структура предложения |
Двухсловное предложение | ||
Рост предложения до 3–4 слов | ||
Грамматический строй | Первые формы слов. Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение. | |
Усвоение частей речи | Существительные | Начинают разграниченно употребляться следующие падежи: винительный с окончанием -у, именительный множественного числа с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда предложный с окончанием -е; суффиксы уменьшительности. |
Глаголы | Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед.числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед.числа (окончание -ет, -ит, -а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы. | |
Прилагательные | Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед.числа мужского и женского рода. | |
Местоимения, наречия | Вот, там. где (“де”), еще, хорошо (“ласо”), не надо, надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице). | |
Служебные слова | Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да. то, не. | |
Слоговая структура слов | В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: “кусу” (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. | |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки | К 2 годам твердые: н, т, д. |
Стечения согласных | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком. | |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | Нет. |
2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Усвоение грамматической структуры предложения. |
Усвоение флективной системы языка. | ||
Дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. | ||
Грамматический строй | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: “лоском” (ложкой), “вилком” (вилкой), “сипут” (сыпят). Суффиксы -ок, -чик и др.. | |
Усвоение частей речи | Существительные | Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: –у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн. числе -ы (фонетически -и). |
Глаголы | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). Разграничивается: настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. | |
Прилагательные | 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными; употребляются преимущественно после существительных. Мн. число только в именительном падеже. | |
Местоимения, наречия | Личные местоимения усвоены. Наречия больше, меньше, короче, скорее. | |
Служебные слова | Появляются предлоги в, на, у, с. Союзы и, то, а, потому что, тогда, когда. | |
Слоговая структура слов | В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: “ципилась” (зацепилась), “линулись” (оглянулись). | |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки | Твердые с, л, затем ы, в, р, з. Смешения артикуляционно близких звуков ч, ш. ж, щ. твердый ц. |
Стечения согласных | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. | |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | Нет. |
2 года 3 месяца – 3 года
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Усвоение грамматической структуры предложения. |
Усвоение служебных слов | ||
Развитие сложного предложения. | ||
Грамматический строй | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. | |
Усвоение частей речи | Существительные | Усвоены “главенствующие” падежные окончания мн.числа: –ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова других склонений: “лампов”. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а (рога), -я (стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности. |
Глаголы | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие: “искрасил” (выкрасил), “растемнело”; унификация приставок. | |
Прилагательные | С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. | |
Местоимения, наречия | Отмечаются смешения рода у местоимений: “майя папа” (мой папа), он, она (о яблоке, свинье). | |
Служебные слова | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | |
Слоговая структура слов | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. | |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки |
|
Стечения согласных | Заканчивается усвоение групп согласных. | |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | Нет. |
3 – 4 года
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Усвоение морфологической системы русского языка. |
Усвоение служебных слов Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. | ||
Грамматический строй | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей – нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество (“ежинята” – ежата, “мамонтенок” – маленький мамонт, “водопадит” – сильно течет вода). | |
Усвоение частей речи | Существительные | Продолжается влияние окончания -ов на словах других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении (“на ко’не”); ошибки в использовании чередований и ударений. При словоизменении сохраняется основа: “пени” (пни), “ле’вы” (львы).. |
Глаголы | Часто нарушается чередование в основах: “ачи’сту” (почищу). Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: “намокрил” (намочил), “искомочил” (смял в комок). | |
Прилагательные | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. | |
Местоимения, наречия | Усваиваются сравнительные степени наречий. | |
Служебные слова | Предлоги по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица бы при условном наклонении. | |
Слоговая структура слов |
| |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки | Звуковая сторона речи усвоена (верхняя граница нормы). |
Стечения согласных |
| |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | После 3 лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. |
4 года – 7 лет
Развитие предложений (фразы) | Объем и типы предложений | Усвоение морфологической системы русского языка. |
Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.. | ||
Грамматический строй | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных). | |
Усвоение частей речи | Существительные | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. |
Глаголы | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи. | |
Прилагательные | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | |
Местоимения, наречия | Употребляется одно деепричастие сидя. | |
Служебные слова | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. | |
Слоговая структура слов |
| |
Усвоение звуковой стороны языка | Звуки |
|
Стечения согласных |
| |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (“детские этимологии”). С 5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
*таблица составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»