1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Предложения из аморфных слов-корней

Однословное предложение

Отдельные аморфные слова в роли предложений (29 слов).

Грамматический строй

Нет.

Усвоение частей речи

Существительные

Названия лиц, предметов (22 слова).

Глаголы

Несколько позже существительных появляются названия действий («ди», «бух» 5 слов).

Прилагательные

Нет.

Местоимения, наречия

Нет.

Служебные слова

Нет.

Слоговая структура слов

Часто воспроизводится в один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту».

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Ударные гласные:

а, о, у, и.

Стечения согласных

 

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

 

 

 

1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Предложения из аморфных слов-корней

Двухсловное предложение

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов).

Грамматический строй

Нет.

Усвоение частей речи

Существительные

Несклоняемые.

Глаголы

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».

Прилагательные

Нет.

Местоимения, наречия

Нет.

Служебные слова

Нет.

Слоговая структура слов

Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко), «иська» (личико).

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный м, п, б, к, г, д’, т’, н’, л’, с’, х, п, й.

Стечения согласных

Появляются в середине некоторых слов:

льк, ськ, пк, цьк.

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Нет.

 

1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Структура предложения

Двухсловное предложение

Рост предложения до 3–4 слов

Грамматический строй

Первые формы слов. Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение.

Усвоение частей речи

Существительные

Начинают разграниченно употребляться следующие падежи: винительный с окончанием , именительный множественного числа с окончанием -ы, -и (фонетически всегда ), иногда предложный с окончанием ; суффиксы уменьшительности.

Глаголы

Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед.числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед.числа (окончание  -ет, -ит, -а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы.

Прилагательные

Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед.числа мужского и женского рода.

Местоимения, наречия

Вот, там. где (“де”), еще, хорошо (“ласо”), не надо, надо и др. Большинство личных местоименных форм  употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).

Служебные слова

Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да. то, не.

Слоговая структура слов

В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: “кусу” (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

К 2 годам твердые: н, т, д.

Стечения согласных

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Нет.

 

2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Усвоение грамматической структуры предложения.

Усвоение флективной системы языка.

Дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами.

Грамматический строй

Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: “лоском” (ложкой), “вилком” (вилкой), “сипут” (сыпят). Суффиксы -ок, -чик и др..

Усвоение частей речи

Существительные

Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: –у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн. числе (фонетически -и).

Глаголы

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). Разграничивается: настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.

Прилагательные

23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными; употребляются преимущественно после существительных. Мн. число только в именительном падеже.

Местоимения, наречия

Личные местоимения усвоены. Наречия больше, меньше, короче, скорее.

Служебные слова

Появляются предлоги в, на, у, с. Союзы и, то, а, потому что, тогда, когда.

Слоговая структура слов

В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: “ципилась” (зацепилась), “линулись” (оглянулись).

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Твердые с, л, затем ы, в, р, з. Смешения артикуляционно близких звуков ч, ш. ж, щ. твердый ц.

Стечения согласных

Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Нет.

 

2 года 3 месяца – 3 года

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Усвоение грамматической структуры предложения.

Усвоение служебных слов

Развитие сложного предложения.

Грамматический строй

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.

Усвоение частей речи

Существительные

Усвоены “главенствующие” падежные окончания мн.числа: –ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова других склонений: “лампов”. Начинают усваиваться другие падежные окончания: (рога), (стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности.

Глаголы

Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие: “искрасил” (выкрасил), “растемнело”; унификация приставок.

Прилагательные

С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.

Местоимения, наречия

Отмечаются смешения рода у местоимений: “майя папа” (мой папа), он, она (о яблоке, свинье).

Служебные слова

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов

Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

 

Стечения согласных

Заканчивается усвоение групп согласных.

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Нет.

 

3 – 4 года

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Усвоение морфологической системы русского языка.

Усвоение служебных слов

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Грамматический строй

Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей – нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество (“ежинята” – ежата, “мамонтенок” – маленький мамонт, “водопадит” – сильно течет вода).

Усвоение частей речи

Существительные

Продолжается влияние окончания -ов на  словах других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении (“на ко’не”); ошибки в использовании чередований и ударений. При словоизменении сохраняется основа: “пени” (пни), “ле’вы” (львы)..

Глаголы

Часто нарушается чередование в основах: “ачи’сту” (почищу). Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: “намокрил” (намочил), “искомочил” (смял в комок).

Прилагательные

Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.

Местоимения, наречия

Усваиваются сравнительные степени наречий.

Служебные слова

Предлоги по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица бы при условном наклонении.

Слоговая структура слов

 

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Звуковая сторона речи усвоена (верхняя граница нормы).

Стечения согласных

 

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

После 3 лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.

 

4 года – 7 лет

 

Развитие предложений (фразы)

Объем и типы предложений

Усвоение морфологической системы русского языка.

Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который..

Грамматический строй

Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).

Усвоение частей речи

Существительные

Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.

Глаголы

Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

Прилагательные

Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.

Местоимения, наречия

Употребляется одно деепричастие сидя.

Служебные слова

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Слоговая структура слов

 

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

 

Стечения согласных

 

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (“детские этимологии”). С 5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

*таблица составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»