Вымышленное тревожит сильнее.

Действительное имеет свою меру,

а о том, что доходит неведомо откуда,

пугливая душа вольна строить догадки.

Сенека

Страх – есть врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Трудно встретить человека, который ничего не боится. Страх достался нам от предков человека, и служил нам способом самосохранения, поисков нестандартных решений в ситуации стресса и опасности. Но, когда человек испытывает страх без особых на то причин, и это состояние мешает ему радоваться жизни, быть спокойным, уверенным, парализует действия человека – это может привести к гибели.

Дети в различном возрасте могут испытывать различные типы страхов. С рождения и до 6 месяцев дети боятся громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослых, потери опоры и поддержки (например, падения).

С 6-7 месяцев и до года доминируют страхи определенных звуков (например, пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх переодевания, раздевания, смены обстановки, высоты.

От 1 до 2 лет ребенок чаще испытывает страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, различных травм, страх засыпать одному.

К концу 2-го, началу 3-го года жизни у ребенка появляется страх отвержения со стороны родителей, страх незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений (гром, молния), ребенок боится остаться один, боится темноты.

В течение 2 года жизни, когда ребенок становится активным и появляются запреты родителей, возникает страх наказания, страх разлуки с мамой, различных животных.

Для дошкольного возраста выделяют 3 доминирующих страха: одиночества, темноты, замкнутого пространства. В данном периоде родители мало обращают внимание на страхи своего ребенка, а зря. В этом возрасте ребенок воспринимает мир с помощью образного мышления. Именно поэтому в детстве деревья кажутся больше, а веточки в темноте похожи на страшное чудовище. В этом возрасте страх имеет сильную эмоциональную окраску. Именно в этом возрасте важно помочь ребенку избавиться от страхов, которые мешают ему гармонично воспринимать мир.

От 6 до 7 лет дети чаще боятся неожиданных неизвестных резких звуков, потери родителей, физического насилия, смерти.

На 7 году жизни у девочек и немного позже у мальчиков страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях. Достигают своего пика также страхи животных, сказочных персонажей, героев фильмов. Страх сказочных персонажей чаще всего отражает страх наказания и отчуждения родителей от детей. Основной причиной таких перемен является развитие новых форм мышления и общего развития психики ребенка. Существует парадокс в поведении ребенка: дети боятся того, что не может в действительности принести вреда, но при этом игнорируют реальную угрозу. Наиболее подвержены этим страхам эмоционально чувствительные дети.

Если игнорировать страхи ребенка, то эта проблема может привести к невротизации, а, значит, к трудностям в детском дошкольном учреждении. Именно эти дети особенно чувствительны ко всем оттенкам переживания взрослого человека, особенно мамы. Чувствительные дети ощущают себя спокойно лишь в доброжелательной обстановке, ласковом отношении и теплом психологическом климате в семье и в детском саду. Отсюда следует: чем меньше любви ребенок получает в семье, тем больше он будет испытывать страхов!

При поступлении ребенка в школу формы страхов меняются. На первый план выступают социальные страхи: боязнь опозданий, плохих оценок, наказание учителя, невыполненные задания. Появляются проблемы общения со сверстниками – страх школы. Эти страхи мешают ребенку учиться, быть уверенным в себе, успешным, доверительно относиться к окружающему миру. Кроме всего перечисленного дети также боятся темноты, катастроф, отвержения, потерю любви близких, неприятия сверстниками.

У боящегося ребенка можно обнаружить целый комплекс страхов, конкретизировать которые ребенку бывает слишком сложно. В это время важно обратить внимание на поведение ребенка в данной ситуации, так как все эти страхи привязаны к определенным ситуациям, они практически всегда отражают проблемы семьи, отношения между близкими людьми.

Как бы заботливо дитя ни охранялось от страдания, все же ему придется с ним ознакомиться, а, значит, и испытать. Ребенок может «заразиться» страхом от взрослых или от детей, с которыми он общается. Собравшись вместе, боязливые дети непременно будут заражать друг друга и других детей. В этой ситуации важно наблюдать за компанией особенно зорко, не пускать их никуда первыми, постоянно ободрять и успокаивать, иначе эта ситуация может привести к панике.

Необходимо в различные возрастные периоды вести себя доброжелательно, спокойно, терпеливо с пониманием относиться к эмоциональному состоянию ребенка, ожидая, когда страхи изживут себя сами по мере взросления. Но, если страх ребенка сохраняется в течение длительного времени, приобретает панический характер, ведет к неадекватному поведению, или ребенок становится робким, пугливым, избегает общения с другими детьми, вздрагивает от любого шороха, ведет себя неадекватно, плохо спит, много плачет, замыкается в себе, часто жалуется на свои страхи, его движения становятся суетными, тревожными, тогда необходимо срочно посетить психолога – консультанта для решения создавшейся проблемы. Решение данной проблемы – работа профессионала.

Помощь ребенку. Как правильно вести себя с ребенком, которому страшно?

  • Выяснить причину страхов и попытаться воздействовать на нее.
  • Важно помнить, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер, ребенок не может контролировать его. Поэтому словесные убеждения бесполезны.
  • Нельзя наказывать ребенка за то, что он боится и пугать страшными персонажами. Не напоминать часто о том, что ребенок боится.
  • Когда ребенок боится засыпать один, лучше ему спать с его любимой игрушкой и ночником.
  • У детей постарше в некоторых ситуациях можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: « Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
  • Хорошо проиграть с ребенком пугающее событие в игре, сценке, можно нарисовать или вылепить свой страх.
  • Можно придумать сказку, где герой похож на нашего трусишку, и у него были такие же проблемы. Найти способ победить страх.

Важно, перед тем как показать новый фильм ребенку ознакомиться с его содержанием, лучше просмотреть его заранее. Важно найти свой способ преодоления страха ребенка, учитывая индивидуально -личностные особенности ребенка.

Лучший способ перестать бояться – сделать зло, персонаж или ситуацию смешной.

Постараться понять и принять чувства ребенка, серьезно отнеситесь к ситуации, выслушайте ребенка, уточняйте особенности его страха, можно попросить ребенка еще раз пересказать свой страх до тех пор, пока сам ребенок не захочет об этом страхе говорить. Нежность, ласка и внимательное отношение, расслабляющий массаж – лучший способ успокоить ребенка. Помните, что ребенок испытывает реальный страх, даже если взрослому это кажется смешным.

Можно придумать с ребенком «волшебные» слова, охраняющие его. Можно найти ему игрушку-друга, который никого не боится. Тогда ребенок будет чувствовать себя наиболее защищенным.

Что запрещено делать родителям ребенка, испытывающим страх:

  • Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
  • Не обращать на страх ребенка внимания, не пытаться ему помочь.
  • Перегружать фантазию ребенка и его воображение пугающими сказками и историями.
  • Разрешать без разбора смотреть телевизор.
  • Передавать свой страх ребенку.
  • Смотреть фильмы ужасов, когда ребенок спит в одной комнате с родителями.
  • Использовать жесткие методы воспитания, принижать ребенка как личность.

Ночные страхи

Ночные страхи появляются у ребенка прежде всего в сновидениях. Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя во сне не будет и ночью. В младшем возрасте у детей доминирует образное мышление, воображение регулярно рисует детям различные сцены, образы. Постепенно предметы в жизни ребенка начинают «оживать», воображение малыша начинает рисовать угрожающие сцены, появляется тревога.

Дети редко могут описать, что видели ночью. Взрослые могут лишь догадываться по его поведению: беспокойно ворочается, вскрикивает, разговаривает во сне, часто пробуждается и не всегда тут же засыпает. Утром ребенок выглядит разбитым, капризным, усталым и вялым. Это происходит, потому что ребенок не умеет сбрасывать дневное напряжение, не может расслабиться. Дети долго держат в себе отрицательные эмоции. Главная помощь в этой ситуации – успокоить и отвлечь ребенка, дать возможность выговориться. Если ребенок часто видит страшные сны – то здесь нужна помощь психолога. Без профессиональной помощи решить проблему невозможно.

Какие дети чаще видят страшные сны? Это неуверенные в себе дети, тревожно – мнительные, робкие и боязливые, также творческие, одаренные, дети с богатым воображением. Девочки значительно чаще видят страшные сны, чем мальчики.

Существуют особые категории детей: ослабленные дети, имеющие невротические расстройства и дети, имеющие органическое поражение головного мозга. Во сне обычно они кричат, у них наблюдается дрожь, до конца дети не просыпаются, маму не узнают, наутро ничего не помнят. В данном случае важно обратится к невропатологу для медикаментозного лечения.

Возможные причины ночных кошмаров у детей:

  • Беременность, протекающая на неблагоприятном психоэмоциональном фоне, стрессы, тяжелые роды.
  • Конфликты в семье. Особенно, когда ребенок становится оружием в битвах между родителями.
  • Повышенная чувствительность и впечатлительность ребенка.
  • Наличие различных страхов у самих родителей, особенно это кается матери. Важно помнить, что ребенок копирует поведение родителей, отражает эмоциональное состояние родителей.
  • Развод родителей дает ощущение незащищенности, ненужности, потерянности. Ребенок становится эмоционально уязвимым.
  • Смена привычной обстановки, когда родители отдают ребенка на воспитание к бабушке.
  • Нарушение эмоционального контакта с матерью, где мать чрезмерно жесткая, эмоционально холодная, отстраненная от своего ребенка.
  • Чрезмерно высокие требования к ребенку. В этой ситуации у ребенка появляется страх быть наказанным за несоответствие ожиданиям взрослых.
  • Эмоциональное неприятие ребенка обычно приводит к появлению во снах угрожающих сказочных персонажей.

Внимание. Что не следует делать родителям перед сном:

  • Включать телевизор.
  • Играть с ребенком в шумные игры.
  • Ругать и наказывать ребенка.
  • Ссорится в присутствии ребенка.
  • Запугивать ребенка, когда он отказывается идти спать.
  • Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, которые касаются воспитания и образования ребенка.
  • Плотно кормить жирной пищей.

Делать обязательно перед сном:

  • Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня (даже за самые малые).
  • Почитать любимую книжку.
  • Включить ночник.
  • Спокойно пообщаться друг с другом.
  • Вместе с ребенком подготовиться ко сну.

В современной психологии существует множество методов психотерапии, имеющей в основе проблему страхов. Для взрослых важно помнить, что работа в данном направлении требует большого терпения, длительной работы не только с ребенком, но и с его родителями.

Фобии в детском возрасте

Фобии в переводе с греческого (phobos) означают навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, которые приводят человека к определенной ситуации и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение, потливость, покраснение, дрожание или тремор, сухость во рту, затруднение дыхания и чувство удушья, дискомфорт или боли в грудной клетке, тошнота или неприятные ощущения в области живота).

Фобии мешают ребенку иметь привычное поведение. Ребенок, испытывающий фобии выполняет ритуальные действия, носящие навязчивый характер. Эти навязчивые движения позволяют ребенку чувствовать себя более спокойно. Существует множество разновидностей фобий: альгофобия (боязнь боли); клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства); социофобия (страх людей); зоофобия (боязнь животных); лигрофобия (боязнь темных мест); агорофобия (боязнь открытого пространства).

Чаще всего различные фобии возникают у детей с богатым воображением, когда родители ребенка так же страдают этой разновидностью фобии. Первые проявления возникают у ребенка уже в 3-4 года, достигая своего пика в младшем школьном возрасте.

Фобии четко отличаются от страха силой проявления, навязчивостью, и нарушают адаптивное поведение ребенка.

Важно помнить, что все страхи и фобии, возникающие у ребенка, на 90% зависят от психологического состояния матери (и отца), взаимоотношений в семье, взаимоотношений матери и ребенка. При работе с данной проблемой необходимо работать со всеми членами семьи. Наиболее эффективным способом является сочетание медикаментозного лечения и психотерапии.

3 основных причины возникновения фобий у ребенка:

Недостаток общения с мамой и окружающими людьми.

Недостаток наглядных примеров со стороны взрослых. Когда мать общается с ребенком на абстрактно – отвлеченном уровне, а не на наглядно – конкретном уровне, ребенок часто испытывает беспокойство из-за недопонимания.

Доминирующая роль матери в семье. Это ситуация, когда мать много работает, несет за все, что происходит в доме ответственность, поэтому бывает часто раздражительна и тревожна. Честолюбивые, бескомпромиссные, излишне требовательные матери ведут себя со своими детьми как бы формально. Их часто не устраивает пол ребенка, темперамент или характер, для них важно, чтобы ребенок развивался строго по намеченному плану. Они завышают требования к ребенку, оценивают каждый его шаг, вызывают у ребенка чувство беспокойства, неуверенности. А это формирует в маленьком трусишке эмоциональную чувствительность и впечатлительность.

Тема страхов довольно актуальна в современном мире. Это чувство каждый человек испытывает регулярно, многие – чаще, чем бы им хотелось. Дети воспринимают реальность в ситуации «здесь и сейчас», эмоции ощущают в настоящем моменте. Не смотря на то, что они быстро проходят, чувства всегда глубоки, а негативные и сильные эмоции ребенок воспринимает, как трагедию жизни. Все это потому, что у него нет опыта жизни. Для каждого ребенка горе безысходно пока он его переживает, но стоит его пережить, успокоиться он тут же все забывает. Таковы особенности детской психики.

Еще одна особенность детства в том, что для наших детей важно иметь возможность выражать свои чувства, так как невыраженные чувства «обрастают» страхами, которые начинают управлять его поведением. Поэтому лучший способ помочь своему ребенку – это посмотреть на его страх его глазами, понять причины его возникновения, проработать их со специалистом и попрощаться с ними навсегда. Ведь нашим детям предстоит жить в этом сложном мире, и чем раньше он перестанет испытывать страх, тем лучше. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес, уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи, становится более уверенным и успешным в жизни.

Ps: Чем меньше страха, тем меньше опасностей.

Тит Ливий

Помогите своим детям и себе стать счастливыми и будьте счастливы!

Ломакина Т.Ю.