Проблема агрессивности – одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. С НЕГАТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. С ПОЗИТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

Подростковый кризис

Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.

Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного – то, каким, человек должен стать, и отрицательного – каким человек не должен стать.

Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте – переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Подростковый кризис также понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью (Н. Remschmidt, 1992). Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего «Я» (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств – от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения. Действительно, это период кризиса школьного возраста. Но списывать все на науку не стоит. Серьезные проблемы подросткового возраста – это следствие проблем в семейных отношениях или конфликтов в школе.

Взрослые часто обвиняют своих детей, как бы снимая с себя ответственность. Тотальный контроль, а не поддержка ребенка, отсутствие доверия к нему, проблемы в школе, отсутствие внимания и общения ребенка со своей семьей, конфликты в доме, всегда приводят к “странностям” в поведении своего ребенка. В этом возрасте дети более чувствительны к любым негативным событиям в жизни, они воспринимают жизнь как бы под “увеличительным стеклом”.

Агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребенка, и она носит защитный характер. А вот агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль. Исследования по данному вопросу говорят о том, что это напрямую связано с ситуацией в доме. Подросток как бы отражает проблемы семьи, как близкие люди общаются между собой, возможно, они контролируют друг друга и т.д. Агрессия связана тесно с самооценкой.

Чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Важно понимать, что агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Психологи М.Алворд и П.Бейкер выработали критерии определения агрессивности.

Говорить об агрессивности ребенка можно тогда, если ребенок часто:

1. Теряет контроль над собой;

2. Спорит, ругается с взрослыми и сверстниками;

3. Отказывается следовать принятым правилам;

4. Специально раздражает окружающих;

5. Всегда винит других в своих ошибках;

6. Сердится и отказывается что-либо делать;

7. Завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;

8. Быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее 6 месяцев в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребенка агрессии. Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом, так как уверен, что чем больше он будет проявлять агрессивность, тем сильнее его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

1. Физическая – использование ребенком своей силы против другого человека.

2. Вербальная – выражение ребенком своих негативных чувств к другим с помощью слов, визга, крика, угроз, ругань, проклятий.

3. Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.

4. Подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим. Ему кажется, что все хотят причинить ему вред.

5. Косвенная агрессия – к ним относятся злые шутки, сплетни, травля и т.д.

6. Обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще.

7. Скрытая агрессия, где подсознательная цель ребенка это месть. Здесь важно разозлить, вывести из себя близких и окружающих.

8. Пассивно – агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. В данной ситуации подросток так и не научился справляться со своими негативными эмоциями, в частности с гневом. Поэтому ребенок мстителен, он оттягивает время, часто забывает что-то сделать, у него нет логики в мышлении, поэтому, когда родители кричат в бешенстве, ребенок не меняет свое поведение. И это поведение его неосознанное. В 5-6- летнем возрасте агрессивно – пассивное поведение является нормальным явлением (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).

В этом возрасте ребенок только учится управлять своими эмоциями. И отражает проблемы семьи, эмоциональное состояние матери, отца. Например, получая плохие оценки, ребенок как бы говорит: «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождетесь». И это процесс у ребенка неосознанный. Он на самом деле, он действительно не понимает, почему он так себя ведет. Поэтому злость и семейные разборки в этом случае бесполезны.

9. Но, когда подростку 15-16 лет, он должен научиться зрелому отношению к гневу. Дружить с таким ребенком сложно, так как постоянно испытывает терпение окружающих. Поэтому его часто отвергают, зачастую просто бояться. В результате подросток чувствует себя одиноко, никому не нужным, нелюбимым и в ответ еще больше озлобляется. Он замечает, что отличается от других поведением, но самостоятельно разобраться не сможет. Поэтому так важно в трудный для ребенка период обращаться к специалистам, протянуть ему руку помощи. Я убеждена, что за скрывающимся «Ежиком» находится ранимая, романтичная натура. Агрессивный ребенок нуждается в любви и поддержке не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому неуютно с собой, он сам от себя устал. Именно это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии. Важно помнить, что во время очередного конфликта подросток видит в каждом врага, его подозрительность и сомнения вызывает новую волну агрессии. А лучшая защита это нападение. Вот и нападает такой ребенок на всех подряд, на всякий случай.

Это поведение приводит ребенка к большим проблемам в учебе, конфликтам, алкоголизму, наркотикам, беспорядочным половым связям, вплоть до преступлений и т.д. А всего – то родителям и близким нужно было вовремя обратить внимание на своего ребенка, протянуть ему руку помощи, отвести к специалистам, быть ему поддержкой. Любить такого «Ежика» большое испытание, но это Ваш, родной ребенок. Именно в Ваше семье он стал таким, а быть другим, увидеть себя с другой стороны, его никто не научил, не подсказал.

Факторы и причины, влияющие на агрессивные проявления ребенка. Как помочь ребенку стать другим?

1. Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребенка, его нервной системы (например, эпилепсия) или некоторыми соматическими заболеваниями. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину, мотив. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Очень часто в диалоге наши дети сами проговаривают свою потребность, просто нам некогда их слушать или мы устали. Можно сказать – это крик о помощи: громкий и выразительный.

Постарайтесь выяснить для себя причину агрессивного поведения. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребенка. Возможно, ребенок просто копирует Вас.

2. Обратите внимание, как происходит ваше общение в семье. Общаетесь ли Вы в семье на повышенных тонах или постоянно предъявляете какие-то требования к ребенку, особенно после очередного конфликта с одним и члена семьи, то реакция будет незамедлительной. Важно найти спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи. Тогда задайте себе вопрос: «Кто в создавшейся ситуации является козлом отпущения? На ком срывают злость?» Возможно, такой способ общения в Вашей семье ребенок принимает как за норму.

Поэтому старайтесь по возможности найти более спокойные способы выяснения отношений внутри семьи и в присутствии ребенка.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на позицию других, у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое “плохо”. Важно научить ребенка выражать свои чувства, передать ответственность за семейный быт и воспитание младших. Чаще обсуждайте фильмы, книги на данную тему, дискутируйте.

4. Важно помнить, что ребенок не умеет себя контролировать и оценивать состояние агрессии, поэтому, он не умеет, вовремя остановиться. Поэтому нужно научить его понимать свое состояние, что с ним происходит, управлять своим поведением. Понимать, что происходит с его телом, какие ощущения он испытывает в эту минуту.

5. Агрессивное поведение может быть лишь одним из известных способов достижения результатов. Поэтому важно помочь ребенку расширить поведенческий репертуар, множество других приемлемых способов. Добрый и корректный Юмор лучший способ решения конфликтных ситуаций.

6. Найти способ разрядки от негативных эмоций. Это может быть спорт, физический труд, колоть дрова, что-нибудь сломать, сделать ремонт, полить грядки, помыть пол и т.д.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, ему не хватает поддержки (в проблемах в школе и дома) и терпеливого отношения к его взрослению. Именно своим поведение ребенок как бы кричит, привлекает к себе внимание и говорит, что ему плохо, дискомфортно в этом мире. Возможно, он хочет, чтобы его просто выслушали. Любовь, внимание и забота творит чудеса.

8. С агрессивным ребенком выяснять отношения только спокойно, в здравом уме и трезвой памяти. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его агрессивное поведение на неосознанном уровне говорит о том, что ему чего-то недостает, что ребенок испытывает внутренний дискомфорт, тревогу. Здесь важно научить его справляться с негативными эмоциями. Изменив себя, вы измените и его поведение. Избавление от агрессивности -это долгий путь, где требуется огромное терпение и море любви.

9. Полезно видеть малейшие, положительные изменения в ребенке. Выяснять и уточнять причину новых проявлений агрессии нужно тогда, когда все успокоятся, ребенка можно похвалить, что он смог отследить начало своих ощущений, а потом прояснить, как мирным путем можно было решить эту проблему.

10. Примите взросление своего ребенка, как факт неизбежности. Очень часто матери не могут в 16 летнем сыне увидеть самостоятельную личность.

11. Иногда демонстративные выходки – это способ выделяться среди сверстников, быть им интересным. В этой ситуации важно поддерживать здоровые увлечения подростка (создавать фонотеку, помочь купить букет для девочки, которая ему нравится, т.е. ненавязчиво, незаметно, не требуя благодарности взамен участвовать в процессе его развития ). Пусть Ваш ребенок думает, что все его успехи – это его успехи и Ваша поддержка. Так он поднимает авторитет среди сверстников и становится уверенным.

12. В этом возрасте, так же как и в детстве для подростка важно поделиться чем-то сокровенным, выговориться. Ему не нужны нравоучения, критика, оценка, а нужно всего лишь, чтобы человек, которому он доверяет, его выслушал, лучше молча, оказал ему поддержку, и не поднимал эту тему больше никогда.

13. Не жалейте добрых слов своему ребенку, и не забывайте говорить ему «спасибо». Чаще признавайтесь своим детям в любви, эти дети больше чем кто-либо нуждаются в нежных проявлениях. Даже если они не даются обниматься, проговаривайте свои чувства, как бы Вы его приласкали, пожалели.

14. Важно не уязвить самолюбие ребенка, не говорить обидных слов, уважительно относиться к тому, что у ребенка не получается. Это только приводит к озлоблению и самозащите, т.е. снова к агрессии. Находите на каждое отрицательное качество ребенка два положительных.

15. Для агрессивного ребенка очень важно чувствовать целостность семьи, отношений. Здесь подходит поговорка: «Один за всех, и все за одного». Поэтому так часто после развода родителей, подросток демонстрирует свое непослушание, страдая в душе, он ищет способ его восстановить (а способ он пока знает один – быть агрессивным). Именно его демонстративное поведение часто сплачивают семейную пару на какое-то время, а это то, чего добивался ребенок.

16. Обязательно проводите досуг всей семьей. Это может быть как ритуал, или ежегодный поход, вечерние чаепития. Тогда Ваш ребенок будет чувствовать себя защищенным.

17. Если Ваш брак трещит по швам, выясняйте свои отношения не в присутствии ребенка. Запрещается перетягивать ребенка на одну из «воюющих» сторон. Лучше объяснить ребенку ситуацию, как есть, но без оскорблений, обвинений, нельзя допускать, чтобы ребенок был объектом манипулирования в Ваших отношениях с супругом.

18. Существует множество других проблем. Например, слабость родителей, их неспособность постоять за себя и своего ребенка, или недостаточное влияние отца, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения.

19. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное внимание. Поэтому все хорошо в меру, дорогие родители.

20. Несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения.

21. Скученность проживания, невозможность уединиться, побыть одному. В данной ситуации нарушаются личные границы ребенка.

22. Скука, недостаток стимулов. В данной ситуации нужно переключить ребенка на что-то новое, привлечь к труду, спорту, творчеству – к любым полезным действиям.

Влияние средств массовой информации в современном мире велико. Насилие, убийства, интриги, природные катаклизмами переполнены СМИ и телевидение. В первые 18 лет жизни большинство детей, много времени проводят у телевизора, чем в школе. В США в средней семье телевизор работает 51 час в неделю (Elliot, 1996). В Пекине, например, количество домов с телевизором резко возросло с 32% в 1980 году до 95% к концу десятилетия (Lull, 1988). В 1993 году сетевые программы в Америке демонстрировали примерно 3 акта насилия в час в лучшее время и 18 в час во время субботних утренних программ для детей.

За последние 20 лет средний ребенок просматривал примерно 8000 телевизионных убийств и 100 000 других актов насилия до окончания начальной школы (Huston и другие, 1992). Если сюда включить кабельное телевидение и видеопродукцию, статистика жестокости возрастает. (Популярные видеофильмы, такие как «Крепкий орешек-1» с 264 смертями, куда более жестоки, чем основные сетевые программы). В половине жестоких телевизионных сцен не показывается вред, нанесенный жертвам, а в 6 из 10 случаев не показана боль, причиняемая жертве (Mediaskope, 1995).

В сопоставительных исследованиях изучалась связь между просмотром детьми сцен жестокости и их воинственностью в подростковом и юношеском возрасте (Eron, 1987; Turner и другие, 1986). В США и Канаде удвоенный рост человекоубийств между 1957 и 1974 годами совпал с введением и распространением телевидения. « Нет никакого сомнения, – констатировала в 1993 году Комиссия по насилию и молодежи Американской психологической ассоциации, – что большая степень демонстрации насилия по телевидению коррелирует с ростом агрессивного настроения и поведения».

В настоящее время влияние TV на сознание людей бесспорно высоко. На голубых экранах TV все чаще мелькают программы, такие как ЧП, Криминальные хроники, Дежурная часть, новости с негативной информацией, детективы, Час суда и т.д. Наибольшее воздействие на психику человека во время или после просмотра художественных фильмов оказывает идентификация. Идентификация – определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим.

В процессе идентификации зритель бессознательно отождествляет себя с тем или иным персонажем (объектом идентификации). Это приводит к подражанию действия и переживаниям объекта. А что чувствует женщина в ситуации беременности после частых просмотров передач насыщенных негативом и агрессией тем более ребенок или любой другой человек? Дети одни из первых попадают в группу риска. Что происходит с их сознанием? В 2011 году я попробовала разобраться в этом вопросе. И провела исследование, где выявляла влияние определенных телевизионных передач на сознание женщины находящейся в ситуации беременности, ее реакцию на агрессивные проявления и информацию в телепередачах (перечисленных выше).

Вот результаты исследований: они подтверждают первоначальную гипотезу в том, что в современных условиях воздействие TV программ с элементами насилия и агрессии, передачи несут негативное воздействие на сознание женщины в ситуации беременности. Регулярный просмотр такого рода передач повышает уровень агрессии и враждебности на 8.6 раз. Была замечена склонность женщины находиться в состоянии сомнения, существует некая оторванность от внешнего мира, в проблеме с осознанием положения себя в этой жизни, женщина находится в определенном застое, в уходе от реальности, в мире своих иллюзий, в состоянии тревоги.

А теперь предположим, как будет влиять TV на несформированную психику ребенка, подростка, где нет сформированных морально – нравственных понятий, нет умения, правильно анализировать, оценивать и видеть истинную реальность.

В целом можно сказать, что работать в данном направлении имеет смысл, увеличив выборку и методы диагностирования.

Действительно, как говорил Эдвард Донерштайн и его коллеги по исследованиям (1987): «Даже злой психолог вряд ли смог бы придумать лучший способ сделать людей безразличными к жестокости, чем дать им возможность смотреть любые сцены – от драк до убийств и увечий. Показ жестокости вызывает у людей чувство безразличия».

А что чувствуют наши дети, как Вы думаете?

PS: «В самой маленькой книжной лавке вы найдете больше стоящих мыслей, чем их было высказано по всем каналам ТВ за всю историю его существования»

Эндрю Росс

Берегите своих детей, и будьте счастливы………………….Ломакина Т.Ю.